Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
13.1.2. Сущность педагогических способностей
Перейдем к анализу педагогических способностей.
изучаются общие механизмы формирования способностей ( ).
изучается их развитие в конкретных видах деятельности;
в общепсихологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;
Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:
Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.
Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;
В этом плане можно выделить :
Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации ( ).
Талант и гениальность являются уровнями способностей. Талант - это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей.
В развитии способностей они входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими ( ).
Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей .
В связи с этим сперва рассмотрим соотношение понятий: способности, задатки, гениальность и талант на основе общей структуры способностей ( , ).
На сегодняшний день существуют различные подходы к определению способностей . Глубокий анализ проблемы способностей был дан ( . Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности .
13.1.1. Понятие способностей в психологии
13.1. Сущность педагогических способностей
Педагогическая психология. Тема 13. Педагогические способности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий